18 декабря 2018 года
Преподавание гигиенических дисциплин в системе непрерывного профессионального образования

В конце ноября в Москве прошла Всероссийская конференция с международным участием Преподавание гигиенических дисциплин в системе непрерывного профессионального образования.
Конференция, организованная Российской медицинской академией непрерывного профессионального образования, прошла с участием более 85 преподавателей, представителей федеральных образовательных учреждений высшего и дополнительного образования из 12 регионов Российской Федерации, а также медицинских университетов Республики Беларусь. Более 30 докладов, сделанных в дни работы конференции, были посвящены актуальным аспектам и опыту преподавания гигиенических дисциплин в системе непрерывного медицинского образования в Российской Федерации и Республике Беларусь.
В докладах отражены требования Роспотребнадзора к подготовке специалистов в области медико-профилактического дела, опыт реализации федеральных государственных образовательных стандартов по гигиеническим специальностям, подходы к формированию учебных программ в системе непрерывного профессионального образования, новые формы обучения специалистов в области медико-профилактического дела.
На пленарном заседании конференции с докладом Особенности преподавания гигиенических дисциплин на кафедре гигиены медико-профилактического факультета Саратовского государственного медицинского университета выступил зав. кафедрой гигиены медико-профилактического факультета СГМУ им. В. И. Разумовского, проф. И. Н. Луцевич. Он отметил успехи и значимость кафедры в подготовке высококвалифицированных и компетентных специалистов (врачей-профилактиков) в системе непрерывного профессионального образования. И. Н. Луцевич также принял активное участие в дискуссии–круглом столе, где предложил возродить базу РМАНПО для проведения циклов усовершенствования преподавателей профилактических дисциплин медико-профилактических факультетов, используя возможности территориальных медицинских научно-образовательных кластеров.
В результате обсуждения актуальных аспектов преподавания гигиенических дисциплин в системе непрерывного профессионального образования участники конференции констатировали следующее:
- основной целью современного образования является подготовка квалифицированного специалиста, конкурентно способного на рынке труда, компетентного, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к социальной мобильности, постоянному профессиональному росту, обучению в течение всей жизни;
- компетентностный подход предполагает, что знания должны быть систематизированы и организованы, прежде всего, по принципам полезности, научности, актуальности;
- дополнительное профессиональное образование является ключевым элементом системы непрерывного профессионального образования, обеспечивающим эффективное и своевременное удовлетворение системой образования потребностей и запросов, возникающих на современном рынке труда, посредством сохранения и развития кадрового потенциала инновационной экономики, переобучение кадров в соответствии с изменяющимися Федеральными государственными образовательными стандартами;
- необходимость формирования у врачей лечебного профиля мышления, направленного на профилактику возникновения заболеваний;
- необходимость использования новых образовательных технологий, в первую очередь, проверенных современных методов преподавания, таких как круглый стол, деловая игра, дискуссия, мозговой штурм, которые повышают квалификацию, мотивацию к обучению, развивают творческий подход к работе, расширяют кругозор, повышают самооценку, что в целом способствует повышению профессиональной компетенции специалистов;
- значительные резервы улучшения профессиональных качеств педагога медико-профессионального направления следует искать не только в совершенствовании педагогического мастерства, но и в возможности комплексной деятельности с региональными органами санитарно-гигиенической службы и научно-исследовательскими организациями;
- внедрение системы непрерывного медицинского образования в практику дополнительного профессионального образования специалистов медико-профилактического дела требует дальнейшей разработки директивного, учебно-методического и технического обеспечения учебного процесса.
Таким образом, Всероссийская конференция с международным участием Преподавание гигиенических дисциплин в системе непрерывного профессионального образования явилась эффективной площадкой для обмена опытом специалистов ведущих образовательных учреждений. Сделан еще один шаг в будущее медико-профилактического образования России.
Кафедра гигиены медико-профилактического факультета
|