Презентация книги
Нобелевские премии по медицине
В цивилизованном мире принято подводить итоги истекшего столетия, намечать перспективы. Не исключение медицина -- древнейшая отрасль знания и опыта. Однако специалисты-медики не спешат выступать с обобщениями результатов своей вековой деятельности и прогнозами; не очень помогают им и историки, науковеды, обычно весьма плодовитые на экскурсы развития и предсказания. Главная причина этого заключается в том, что двадцатый век накопил такую лавину научно-технической и другой информации, с которой несравнимо не только XIX столетие, но и вся история цивилизации. Все же пытаться оценить накопления и достижения XX века для оценки настоящего и определения, хотя бы контуров будущего, -- задача буквально судьбоносная.
Столь значимая и сложная проблема имеет несколько способов решения. Самый простой -- систематизировать все отрасли знаний и практики, провести идентификацию и калькуляцию всех элементов, разделов, наук, проблем и т.п. их составляющих с помощью соответствующих специалистов. Однако такая работа занимает много времени, требует громадных расходов, привлечения буквально армии профессионалов и составления многотомных трудов и справочно-информационных материалов. Кроме того, для подобного исследования время уже ушло. Другой путь, далеко не альтернативный, т.к. все методы исследования итогов XX столетия полезны, -- выявление и оценка наиболее значимых, перспективных, наиболее важных и характерных для исследуемого периода событий, направлений, решаемых и решенных проблем, конкретных достижений, открытий и других узлов исторической панорамы. Суть метода заключается в выборе наиболее информативных, обобщающих, магистральных объектов исследования. По отношению к развитию медицины ими могут быть ведущие общие направления (симптоматологическое, нозологическое, профилактическое, физиологическое и др.), общие категории и проблемы (здоровье, болезнь, норма и др.), общие технологии и методы (диагностики, лечения, профилактики, реабилитации), т.е. определяющие развитие не какой-либо конкретной дисциплины, науки и отрасли, а всей медицины как медицинской науки и практики здравоохранения.
С этой целью можно ограничиться теми работами и теми исследователями, которым выпало великое счастье быть отмеченными высшей научной наградой -- Нобелевской премией, полученной в области физиологии или медицины. При этом логично сделать это по отдельным историческим отрезкам времени XX столетия. Первым периодом будет время от начала века (напомним, что Нобелевская премия присуждалась с 1901 г.); во время войны в 1915-1918 г. премии не присуждались.
В результате интеграции разных наук, отраслей, знаний и проблем в XX веке сформировались и получили плодотворное развитие новые направления науки и техники, которые имеют значение выдающихся открытий. В их числе нужно назвать, прежде всего, открытия физиков В. К. Рентгена, А. А. Беккереля, П. Кюри, М. Складовской-Кюри; положившие начало развитию нового направления в медицине -- рентгенологии, радиологии и радиобиологии. Эти направления только в медицине реализовались в методах рентгеноскопии, томографии, ультразвуковых исследований, ядерно-магнитного резонанса и как сопровождение эндоскопических обследований и хирургических манипуляций, а также радиологической диагностики и лечения. Эти достижения физики и техники позволили к концу XX столетия проникнуть внутрь человеческого тела, практически во все органы и ткани, с диагностической и лечебной целью и осуществить такие вмешательства, которые по своему эффекту еще совсем недавно казались невероятными (напомним хотя бы о лапароскопии и т.п. с помощью эндоскопической техники).
Начало этому было положено профессором физики Вюрцбургского университета в Германии Вильгельмом Конрадом Рентгеном, который 8 ноября 1895 года открыл Х-лучи, полученные им с помощью круксовой трубки.
Кстати, одной их первых в нашей стране клиник, которая применила Х-лучи для обследования больных, была госпитальная хирургическая клиника профессора В. И. Разумовского, работавшего в то время в Казани (впоследствии В. И. Разумовский в 1909 г. организовал университет в г. Саратове). В 1896 году с помощью рентгеновских лучей им была обнаружена игла, попавшая в ладонь пациента; в клинике проф. В. И. Разумовского с помощью рентгенограмм было произведено обследование больного с ярко выраженной аномалией развития предплечья, запястья и пальцев.
В 1901 г. В. Рентген получил Нобелевскую премию в области физики, однако, как было сказано, его открытие самым существенным образом повлияло на развитие медицины.
В 1903 г. А. Беккерель, П. Кюри и М. Складовская-Кюри за открытие спонтанной радиоактивности были отмечены Нобелевской премией. Мария Складовская-Кюри в знак признания ее вклада в развитии химии, который она внесла в развитие химии путем открытия элементов радия и полония, в 1911 году была отмечена во второй раз премией Нобеля.
Новый элемент радий стал применяться для лечения разного рода заболеваний, в особенности злокачественных опухолей.
Незадолго до второй мировой войны был разработан метод производства послойных рентгеновских снимков (т.е. томография).
Были созданы мощные аппараты, служащие для лечения глубоко расположенных во внутренних органах злокачественных новообразований. Наконец, был введен новый метод массовых рентгенологических обследований для выявления больных туберкулезом, получивший название флюорографии.
За конкретное открытие в области медицины в 1901 году лауреатом Нобелевской премии стал врач Эмиль фон Беринг за работы по серотерапии, и, прежде всего, за ее использование в борьбе против дифтерии. Его работа внесла наиболее существенный вклад в обоснование и утверждение иммунологии как науки.
Суть его открытия сводилась к демонстрации возможности создания у человека и животных пассивного иммунитета посредством введения в их кровь готовых антител, полученных иммунизацией другого организма.
Дифтерия как заболевание известна с II века, однако научное изучение этой болезни началось только в конце XIX века, когда Ф. Лефлер и Э. Ру высказали мнение, что не сам микроб-возбудитель, а выделяемый им токсин поражает организм человека. А в 1888 г. Э. Ру и А. Йерсен выделили этот растворимый токсин из недостаточной жидкости культуры дифтерийной палочки.
В 1890 г. Э. Беринг и его ассистент Ш. Китассато ослабили культуру возбудителей дифтерии добавлением к ней небольших количеств трихлорида йода и ввели ее животным. Потом этим же животным вводили чуть более активную культуру и так далее, пока, наконец, не добились невосприимчивости и к живым микробам. Э. Беринг сделал вывод о том, что иммунитет вызывается метаболическими продуктами, выделяемыми дифтерийными бациллами в культуру.
В 1891 г. дифтерийный антитоксин был апробирован на человеке. Его применение позволило вскоре снизить летальность от дифтерии в среднем с 35 до 5%.
Еще в 1890 г. с помощью схожей методики была создана сыворотка против столбнячного токсина, и во время Первой мировой войны она стала спасением для многих раненых.
В 1913 г. американский педиатр Б. Шик описал внутрикожное введение токсина -- тест на индивидуальную невосприимчивость человека к дифтерии (реакции Шика). Тогда же Беринг предложил введение смеси токсина и антитоксина для выработки у детей активного иммунитета, и это оказалось наиболее действенным средством защиты (пассивный иммунитет, возникающий после введения одного только антитоксина, недолговечен). В 1924 г. токсин-антитоксиновая смесь была заменена на токсин, обработанный формалином (его назвали анатоксином).
И. А. Нуштаев,
профессор истории медицины
|